Не самое приятное путешествие, или Европа из окна автобуса

Многие туристы, пишущие о своих дорожных впечатлениях, стараются скрасить многочисленные накладки, произошедшие по вине турфирмы, и (вероятно, в качестве компенсации собственного испорченного отдыха и настроения) описывают красоты природы и достопримечательности европейских городов. Я решила ограничиться только сухим рассказом о том, как проходил тур “Рейнские замки и Париж”, состоявшийся с 31 марта по 8 апреля 2003 года: во-первых, составить себе впечатление о том, как красиво в Париже, вы сможете по многим другим Интернет-ресурсам и по книгам, а во-вторых, в таком туре вы все равно не только не сумеете насладиться упомянутыми красотами, но и хоть мало-мальски ощутить себя в этом сказочном месте, в которое вы, возможно, мечтали попасть всю жизнь. Поэтому, чтобы не лакировать действительность, я только перечислю факты.

Тур “Рейнские замки и Париж” продавался несколькими фирмами — “Роза Ветров”, “Голден Трэвэл” и т.д. (ссылки на их сайты не даю, так как не собираюсь рекламировать). Принимающая сторона, которая должна была взять на себя заботу о нас за пределами СНГ и от которой работала наш гид Татьяна Леонидовна Смоктунович (она ехала с нами из Москвы), оказалась польской фирмой Lekier (однако о том, что это будет польская фирма, а не российская, большинство туристов не были поставлены в известность при покупке тура).

Наша группа состояла из нескольких москвичей, большой группы школьников и учителей из Рязани, а также жителей Архангельска, Нижнего Новгорода, Брянска, Волгограда и др. 90 процентов туристов были женщины. Все приобретали тур через турфирмы в своих городах, и уже в поезде Москва-Брест выяснилось, что информация о туре у одних туристов не совпадает с той, что имелась у других: прежде всего, у одних тур именовался “Привет, Париж”, у других — “Рейнские замки и Париж”; перечень городов, правда, совпадал, но порядок посещения (в Германии) несколько отличался. Тем не менее, мы все дружно погрузились в плацкартные и купейные вагоны поезда Москва-Брест, чтобы совершить путешествие в Париж через Польшу и Германию.

2 день (1 апреля)

Мы высадились из поезда в 5:30 утра в Бресте и на площади возле вокзала сели в автобус (это оказался DAF, т.е. далеко не такой комфортабельный, как Mercedes или Neoplan, которые были обещаны при покупке тура). За рулем был водитель по имени Мирек, который сообщил, что он везет нас только до Варшавы, а там его сменят другие водители.

Границу в Тересполе прошли за полтора часа, при этом пограничники потеряли паспорт одного туриста (потом, впрочем, нашли).

Гид сообщила нам, что туалетом пользоваться не следует, так как он предназначен только для экстренных случаев, но будут санитарные остановки. Она также сказала, что кипятильником (это была не кофеварка, как было сказано в проспекте турфирмы, у которой я приобрела тур, а всего-навсего кипятильник) пользоваться можно только на остановках, и ни в коем случае не самостоятельно; воду, мол, будут раздавать водители. Вставать со своих мест во время движения тоже было запрещено. Гид также сказала, что детали насчет гостиниц и экскурсионной программы в Париже она все нам сообщит, только когда мы приедем в Варшаву.

По дороге до Варшавы гид рассказывала о Польше, причем с геологическим уклоном (забегая вперед, скажу, что дальше геологический уклон сохранялся и даже углублялся: мы много узнали о том, как, когда и куда шел ледник, а также о сланцевых горах и полезных ископаемых, и гораздо меньше — об истории стран, по территории которых мы проезжали, о местных обычаях и т.д.).

В Варшаве примерно в полдень доехали до стоянки экскурсионных автобусов под мостом на берегу Вислы, откуда гид повела нас на Замковую площадь, показала памятник святого Яна и провела пешеходную обзорную экскурсию по Старому городу. Обнаружилось, что у нас имеется не указанное в программе тура свободное время в Варшаве — примерно до 13:30; но поскольку Старый город мы только что посмотрели, а для того, чтобы купить что-то из сувениров или еды, требовалось менять евро на злотые, то все пришли к автобусу задолго до указанного времени.

Мы выехали из Варшавы с новыми водителями — Мареком и Юреком, которые должны были вести автобус посменно.

Гид предложила программу посещения туристических объектов в Париже (порядок был изменен совершенно по сравнению с тем, что было в туристическом проспекте): посещение Диснейленда, которое в проспекте было назначено на последний день, она перенесла на первый день, сразу после ночного переезда (тем самым из необязательного мероприятия Диснейленд для тех, кто впервые попадал в Париж, становился вынужденным, так как он находится в 40 минутах езды от Парижа, и люди, еще не заселившиеся в гостиницы, не совершившие обзорную экскурсию и тем самым не знакомые с городом, предпочли “держаться группы”, чтобы не попасть впросак в незнакомом месте). Кроме того, из культурных мероприятий были предложены: Мулен-Руж и еще какое-то кабаре (в проспекте турфирмы не значились), дегустация вин (по дороге из Диснейленда в Париж, тем самым тоже практически обязательная; в проспекте турфирмы не значилась), прогулка на кораблике по Сене и подъем на Эйфелеву башню (были указаны в проспекте), комплексный обед за 10 евро (салат, мясное или рыбное блюдо по выбору плюс дессерт). Посещение музеев гид перенесла на последний день, аргументировав это тем, что в воскресенье вход во все музеи будет бесплатным (но забыв упомянуть, что мы не одни такие умные, и все туристы, находящиеся в Париже, в этот день выстроятся в такие очереди в Лувр, музей д’Орсе и т.д., которые и не снились Кремлевскому мавзолею даже в дни процветания социалистического турбизнеса). Достаточного количества заинтересованных в посещении Мулен-Руж не нашлось, зато комплексный обед на первый день все поддержали с жаром, а вот на второй нашлось мало желающих (видимо, многие из нас надеялись, что вечером второго дня в Париже мы будем иметь время погулять и поесть в любом кафе, которое нам понравится; этим мечтам не суждено было сбыться, но об этом позже).

Только около шести часов вечера мы остановились для того, чтобы перекусить, в придорожном кафе: гид сказала, что “в Варшаве все дорого”, поэтому все те, кто не захватил сухих пайков из дома, вынуждены были голодать (учитывая тот факт, что последний раз большинство ужинало бутербродами в поезде предыдущим вечером, неудивительно, что многие туристы, по их собственному выражению, готовы были уже “глодать” мобильный телефон, чтобы перебить аппетит). После ужина ехали до позднего вечера в сторону польско-немецкой границы, где должны были разместиться на ночлег в гостинице. В польскую часть Герлица приехали около полуночи, размещение в гостинице прошло нормально, двухзвездочный транзитный отель оказался вполне приемлемым.

3 день (2 апреля)

Утром после завтрака сели в автобус и поехали к границе; границу перешли за полчаса и поехали по Германии. Гид рассказывала о Германии (геологический уклон сохранялся, тем более что сланцевые горы попадались на каждом шагу); первая санитарная остановка была устроена по дороге в Баварию и была длительностью 15 минут; поесть там было негде, так как это было чистое поле с четырьмя туалетными кабинками (по две для мужчин и женщин), и урнами для мусора.

Во второй половине дня приехали в Нюрнберг, остановились на Grassersgasse. Гид выдала желающим ксерокопию карты Нюрнберга, отметив на ней место стоянки автобуса, и повела на обзорную экскурсию. Мы посетили замок Kaiserburg, прошли по мостам через речку и бегом рванули обратно через весь старый город к автобусу. Времени не было ни на что, кроме как на пару минутных остановок, чтобы сфотографироваться. Кто-то по дороге попытался купить книгу, кто-то — хот-дог и моментально отстал от экскурсии; несколько человек задержались, решив вернуться от замка на место стоянки вдоль крепостной стены, которая опоясывает старую часть города (этот маршрут был упомянут гидом как возможный для возвращения к автобусу, но на деле оказалось, что он занимает в полтора раза больше времени, чем тот, которым возвращалась большая часть группы под руководством гида). В результате выехали из Нюрнберга на 15 минут позже, гид сделала всем строгий выговор по поводу опоздания. О том, что мы не укладываемся в маршрут, нам не было сказано, однако посещение Гейдельберга, в который мы должны были отправиться из Нюрнберга, было перенесено на следующий день: гид сказала, что мы должны быть в гостинице в Маннгейме не позже 22 часов, потому что хозяева гостиницы (она принадлежит семье) уходят домой ровно в это время и ни минутой позже (как я потом поняла, именно поэтому Гейдельберг был перенесен на следующий день).

Мы начали удивляться, почему все так не просчитано, почему мы еле успеваем в гостиницу (и почему мы по скоростной немецкой дороге едем так медленно, что нас даже фуры обгоняют), и что в таком случае нас ждет на следующий день, на который и так было назначено посещение трех довольно далеко находящихся друг от друга городов (Франкфурт-на-Майне, Кобленц и Кельн).

Далее ехали без остановок до Маннгейма, проезжали красивые места (замки на вершинах гор), но гид ничего не рассказывала (кажется, мы смотрели видео — не помню, я начала “отрубаться”: сказывалась усталость...). В Маннгейм приехали без 5 минут десять, но еще 20 минут водители не могли подъехать к гостинице, хотя ее вывеска (Accor) возвышалась на столбе на несколько метров над всеми окрестными домами — они не могли найти въезд на нужную улицу и три раза объехали весь квартал. Все туристы нервничали, что нам придется ночевать в автобусе, и это было бы тем более огорчительно, что все это происходит не по нашей вине, не в связи с поломками автобуса, не в связи с дорожными пробками, а просто в связи с тем, что польская фирма нашла для нас такой странный отель, в который можно поселиться только до 22 часов, а польские водители явно не знают, как до него доехать. Еще меня удивило, что водители, вместо того, чтобы позвонить в гостиницу по мобильному телефону, который у них имелся, и спросить кратчайший путь, предпочли ездить по улицам столько времени и держать нас всех в напряжении. Гид высказывалась в том смысле, что из-за тех 15 минут, что мы потеряли в Нюрнберге, теперь у нас будут проблемы с гостиницей. В итоге нас все-таки поселили в гостиницу, но выглядело это как одолжение.

4 день (3 апреля)

После завтрака мы поехали в Гейдельберг; там около 15 минут искали парковку; затем нас всех высадили на набережной и сказали, чтобы мы сюда вернулись через час, ровно в половине одиннадцатого: автобус здесь стоять не будет, так как тут нет стоянки, а подъедет всего на несколько минут, чтобы всех посадить.

Гид повела нас на обзорную экскурсию, затем дала 40 минут на самостоятельную прогулку по городу. В 10:35 мы все сели в автобус и отправились во Франкфурт-на-Майне.

Во Франкфурте начали с того, что кружили полчаса по набережным Майна: водители не могли найти путь к старой части города, которая называется Romer; к тому же в результате всех этих маневров и поворотов в неположенном месте автобус чуть было не столкнулся с трамваем. Наконец нашли место, где стояли другие туристические автобусы (на Berliner Strasse, недалеко от Romer): тут нас высадили и дали 40 минут на осмотр рыночной площади и собора Св. Николая (свободное время, упомянутое в проспекте турфирмы, как выяснилось, тоже входит в эти 40 минут).

Поскольку гид рассказала про Франкфурт по дороге и пока автобус кружил по набережным, то в самом городе, после краткого рассказа про Romer, она отправилась гулять в некие “любимые места, которые она любит посещать, когда здесь бывает”, а большинство туристов осталось на центральной площади старого города, развлекая себя в меру сил фотографированием; самые смелые рванули на пешеходный мост через Майн, но не успели дойти до его половины, как уже было пора возвращаться.

Затем мы выехали в Кобленц. Это была поездка по живописным местам: мы покинули автобан, чтобы следовать долиной Рейна (в том числе проехали утес Лорелеи). Туристы имели полную возможность любоваться пейзажем, но остановок нигде не было; надо сказать, что по пути в долину гид упомянула о возможности остановки для дегустации и покупки знаменитых рейнских вин, но потом благополучно забыла об этом (хотя туристы проявили вполне понятный энтузиазм).

В Кобленце состоялась пешеходная прогулка к месту, где Мозель владает в Рейн, осмотр памятника Вильгельму I и собора Святого Флориана; благодаря тому, что эти туристические объекты находятся на одной площади, осталось время на посещение универмага, где народ, давно жаждавший приобщиться к Германии хотя бы путем покупки пары банок немецкого пива, получил возможность реализовать это желание. В связи с этим Кобленц, в отличие от Франкфурта, запомнился туристам в более радужных тонах.

Гид предложила нам выехать на час раньше из Кобленца, чтобы успеть в Кельн до закрытия собора, что мы и сделали. Однако в Кельне автобус совершил 2 круга вокруг вокзала в поисках парковки, а потом еще один, более широкий круг по городу, в процессе которого нам показали место, где автобус будет нас ждать для отъезда из Кельна. Наконец нас высадили у вокзала, и мы отправились к Кельнскому собору, осмотр которого входил в программу турфирмы. Мы пришли к собору без пяти минут восемь, он как раз закрывался, и внутрь нас не пустили. Пришлось погулять около часа в переулках возле собора и осматривать его снаружи (очередная “галочка” была поставлена: в проспекте турфирмы значилось отдельным пунктом “Осмотр собора”; кто бы мог подумать, что это означает “снаружи”! Только вот непонятно, чего ради мы выехали на час раньше из Кобленца...). Далее мы предприняли марш-бросок по набережной в сторону того места, где нас должен был ждать автобус (20 минут быстрым шагом от собора).

Ночной перезд в Париж ознаменовался очередным вечерним просмотром видео и санитарной остановкой в районе Аахена для переодевания в более подходящие для сна вещи. Потом все провалились в дрему.

5 день (4 апреля)

Ранним утром, около 5:30 (т.е. за 3 с половиной часа до открытия автобусной стоянки), автобус приехал в Диснейленд. Однако он встал не на стоянке, а за ее пределами, т.е. на расстоянии 20 минут пешего хода, вдали от удобств и всего прочего, что может потребоваться туристам после утомительного ночного переезда.

Начался знаменитый “отстой”: гид нам объяснила, что если автобус встал, то сдвинуться он дальше не может, даже на пару метров — ему это может засчитаться за нарушение международных правил автобусных перевозок.

Примерно в половину девятого нас наконец выпустили из автобуса и дали возможность пройтись вокруг, чтобы размять ноги (которые даже разогнуть удавалось не сразу после шести часов, проведенных в неподвижности, в полусидячем положении).

Я сразу подумала, что чем нас бессмысленно “мариновать” на стоянке ранним утром, могли бы выехать из Кельна на пару часов позже, зато посидели вечером в кафе, провели бы время более разнообразно и заодно вкусили бы хоть капельку немецкой атмосферы.

Туристы сдали деньги на Диснейленд в предыдущий день в автобусе, и утром, когда Диснейленд открылся, нас повели туда; сдавали, надо сказать, по 36 евро, а на выданных гидом билетах было черным по белому написано: 29 евро (излишне говорить, что сдачу она положила в свой карман, а туристы после ночного переезда не были способны задавать лишние вопросы).

Гид в Диснейленд не пошла; она снабдила туристов, пожелавших поехать в Париж самостоятельно, “ценными сведениями” про цену билета на электричку RER (сказала, что билет будет стоить 2-3 евро, не больше; на самом деле он стоил 6 евро, но с туристов взяли по 12, так как они вовремя не сориентировались и не сказали кассиру, что им нужен билет в один конец (собственно, кассир их об этом не спрашивал)). Перед тем, как расстаться с гидом, туристы, решившие ехать в Париж, поинтересовались, а нельзя ли прямо по приезду поселиться в гостинице, принять душ после тяжелой дороги и переодеться; гид сказала, что официальное заселение состоится вечером, а до того времени могут и не поселить, несмотря на то, что номера в парижской гостинице бронировались для части туристов еще в Москве. (Удивительные порядки в городе Париже! Платите за номер с 12 часов дня, а вселяетесь только к вечеру! И как еще этот город не прогорел в смысле туризма, ведь такие порядки — просто неслыханное неудобство, и ни один нормальный турист не стал бы пользоваться такими гостиницами!)

В 18:30 туристы, уехавшие самостоятельно в Париж, должны были встретиться с остальной группой на рю де Амстердам и отведать комплексный обед. Автобус опоздал минут на 30, а в кафе (оно называлось Self Grill) произошла очередная накладка: было разрешено брать или салат, или дессерт, но не то и другое сразу. Потом вроде как разрешили брать оба упомянутых слюда (как было исходно обещано и на что мы все заранее сдали деньги), но часть туристов (в том числе дети) этого не слышала, так как сидела за другими столиками (излишне говорить, что деньги им не вернули).

После ужина нас повезли кататься на кораблике по Сене; экскурсия была с текстом на русском языке, который можно было слушать через телефонную трубку, расположенную возле каждого сиденья.

И только после этого, т.е. поздним вечером, дело дошло до заселения в гостиницу. Автобус привез тех туристов, кто оплатил проживание в Париже, на рю Дамремонт. Здесь случилась очередная накладка: двум туристкам был предоставлен номер с одной кроватью (и, соответственно, одним одеялом), хотя они еще в Москве заказали двухместный; администратор гостиницы дал гиду обещание предоставить им нормальный номер на следующий день. Затем автобус повез остальных туристов в загородную гостиницу.

6 день (5 апреля)

Следующее недоразумение, начинавшее уже попахивать злым умыслом, случилось с вышеупомянутыми туристками на следующее утро; после завтрака, когда они собрались выходить из гостиницы (как раз подошел автобус), администратор предложил им подняться в номер и упаковать вещи, которые будут затем в течение дня перенесены служащими отеля в новый номер. Одна туристка отправилась в автобус предупредить о задержке и о ее причине; вторая упаковывала наспех вещи в номере. Тем не менее, когда она вышла через пять минут, она увидела, что автобус уходит, и ей пришлось бежать за ним. Гид, видимо, решила, что переселение, о котором она сама договаривалась для них с администратором предыдущим вечером — недостаточно весомый повод для задержки на пять минут, и дала команду об отправке, а когда туристка все-таки догнала автобус и ее “взяли на борт”, гид всячески дала ей понять, насколько неприемлемы такие опоздания (опоздание на 5 минут, произошедшее, повторяю, по вине администратора, предоставившего не тот номер, что был исходно заказан).

Первым номером программы было посещение музея парфюмерии Фрагонар, где все прослушали довольно занимательную лекцию, понюхали духи и купили себе по флакончику, а то и по два. Затем началась обзорная экскурсия: мы покатались в автобусе по Парижу в течение 2 часов, объехали Латинский квартал и прочие достопримечательности, но почти нигде не высаживались из автобуса; высадили нас только у центра Помпиду, и почти бегом, как это уже вошло в привычку, гид повела нас к Пале-Рояль.

Следующее недоразумение не заставило себя ждать: за Лувром, как известно, находится магазин беспошлинной торговли “Benlux”, в котором работают русскоязычные продавцы. Гид повела нас туда и дала 30 минут на посещение магазина. Встречаться мы были должны с ней здесь же на углу в 13:30. Те туристы (в том числе группа школьников), которых мало интересовали дорогие духи (после посещения Фрагонар они, собственно, вообще никого не интересовали), часы и чемоданы, рассеялись по соседним сувенирным лавкам. Увидев это, гид внезапно изменила решение и заявила тем, кто еще не успел далеко уйти, что мы уходим прямо сейчас, то есть на 20 минут раньше ею же самой назначенного срока, “потому что я давала время на покупки только в этом магазине, а не в других местах”. Это было очередное неприятное открытие: ничего подобного она не говорила, когда назначала время! Еле нам удалось уломать ее, чтобы она подождала школьников или хотя бы послала кого-нибудь по этим сувенирным лавкам, куда все разошлись, чтобы сообщить об уходе группы. И, как всегда бегом, мы рванули в сторону центра Помпиду. Кто быстро бегал — успел купить по дороге сэндвич или мороженое и съесть его, пока ждали автобус (так как еще подошла не вся группа, он ушел с места встречи, чтобы поездить по улицам Парижа: как всегда, в том месте, где нас высадили, стоянка более 5 минут была запрещена. Ездил автобус без нас, надо сказать, довольно долго.).

Получается, что даже уйдя от “Benlux” на 20 минут раньше, чем планировалось, и не останавливаясь нигде по пути, мы все равно не успевали придти вовремя на место встречи с автобусом. О чем думала гид, назначая время — ума не приложу. И, как всегда, она вела себя так, словно это мы виноваты во всем.

Когда автобус все-таки пришел, нас повезли в Версаль и отправили во дворец покупать билеты; экскурсовода не было (гид во дворец не пошла), поэтому экскурсия была в смысле познавательности нулевая, хотя в эстетическом смысле вполне впечатляющая. После дворца желающие могли за дополнительную плату погулять в огромном версальском парке.

Из Версаля возвращались после 18 часов и без остановок отправились на Эйфелеву башню; после башни туристов довезли до Триумфальной арки, где гид показала нам Елисейские поля (“вот они”) и тут же всех загнала обратно в автобус, чтобы развозить по гостиницам. В принципе, конечно, в автобус можно было и не садиться, но тогда пришлось бы добираться до гостиницы пешком; некоторые туристы (из числа тех, кто раньше бывал в Париже) так и поступили.

7 день (6 апреля)

Утром мы выписались из гостиницы и погрузили вещи в автобус. Нас покатали по городу, выбирая место, в котором мы должны встретиться в 17:20 для отъезда. Сперва предполагалось, что мы будем встречаться на площади Согласия, но в связи с проводимым в этот день в Париже марафоном место встречи было пересено на площадь перед Оперой. Затем нас высадили, и гид повела нас к Нотр-Дам, после осмотра которого все отправились в свободное плавание.

На встречу у Оперы все пришли заранее и ждали автобуса до 18; наконец он появился, и мы с сожалением стали усаживаться в него. Сожалением — потому что мало кто за эти три дня сумел хоть чуть-чуть отвлечься от суеты, спокойно вдохнуть воздух Парижа, почувствовать, что он действительно находится в этом великом городе, и это ему не снится; все высказывались в том духе, что непременно надо приехать снова, только ни в коем случае не автобусом. В общем, покидали мы Париж, как и следовало ожидать, с грустью... Далее нам предстоял ночной переезд по Германии (на этот раз без зрелищ, так как видеоплеер сломался) и утром — переход немецко-польской границы.

8 день (7 апреля)

От этого дня, который должен был состоять из переезда по Польше, никто не ждал никаких удовольствий; экскурсии закончились; предстоял утомительный путь домой. Те из нас, кто приобрел за время поездки несвойственный им ранее здоровый пессимизм, предсказывали ухудшение условий путешествия. Их опасения не замедлили реализоваться. После ночного перезда мы быстро (за 20 минут) перешли германско-польскую границу, где нам подсадили первого транзитного пассажира (эта девушка далее следовала с нами через всю Польшу до Тересполя, т.е. до польско-белорусской границы). Далее 15 минут было проведено на автозаправке и еще 45 минут мы ждали на автостоянке (здесь водитель сменился — это был тот самый Мирек, который вез нас в первый день до Варшавы; но и другие два водителя остались в автобусе). Затем заехали на другую (довольно отдаленную) автостоянку — как выяснилось, для того, чтобы подобрать еще пятерых пассажиров (двоих взрослых и троих детей) плюс большой багаж.

Когда туристы заметили, что мы проезжаем те же места, что и час назад (то есть сделали круг, а значит, сильно отклонились от маршрута), и стали спрашивать, кто эти люди, ради которых мы катаемся окольными путями по Польше, и не превратился ли наш автобус случайно в такси, гид сказала, что это представители фирмы (что характерно — “представители” не представились, не обращали на нас никакого внимания и вели себя очень свободно; им тут же были предоставлены все удобства — доступ в туалет, кондиционер работал одновременно с обогревателем, и т.д.).

Теперь Мирек погнал автобус со скоростью более 120 км/час, причем по очень плохой дороге; автобус штормило и раскачивало из стороны в сторону, и нас всех периодически подбрасывало вверх. Туристы сперва стали острить, мол, зачем мы катались на американских горках в Диснейленде, когда вон сколько экстремальных ощущений нам преподносят на обратном пути; но юмор ситуации быстро испарился, когда Мирек в попытке обогнать фуры стал то и дело выскакивать на полосу со встречным движением и несколько раз чуть было не попал в аварию. Мы стали требовать, чтобы Мирек вел автобус как положено, т.е. со скоростью 80 км/ч; скорость он снизил, но на ближайшей санитарной остановке нам было объявлено, что мы выпили или использовали в туалете всю воду, поэтому оставшиеся 9 часов до конца путешествия мы были лишены возможности пить горячий чай.

Хочется отметить, что гид приветствовала полуторократное превышение скорости (видимо, она единственная из всех нас любила быструю езду) и практически полностью игнорировала требования защищать наши интересы, а не идти на поводу у водителей и “представителей фирмы”; кроме того, в результате возникшего наконец обмена мнениями по поводу качества экскурсий и всей поездки в целом она пыталась заявить, что мы, оказывается, везде побывали ровно столько, сколько нужно, все достопримечательности посетили, а что не посетили, в том сами виноваты; она прекратила эту демагогию только тогда, когда одна из туристок сообщила ей, что это легко проверить: она снимала все на видеокамеру, и на пленке обозначено время, где мы и во сколько были.

В Варшаве состоялась первая высадка попутчиков: они пересели в автомобиль и забрали с собой часть чемоданов; затем через пару улиц автомобиль нагнал наш автобус — “представители фирмы” забыли один из многочисленных чемоданов и пожелали его получить. Поздно вечером состоялась еще одна передача чемоданов кому-то на покрытой разыгравшейся метелью автозаправке. К этому времени мы уже хотели только одного: чтобы нас наконец доставили в Брест. Грусть по Парижу прошла совершенно. Без следа!

Когда мы в половине второго ночи оказались на вокзале в Бресте — холодном, неуютном и пр. — мы испытали огромное облегчение: все-таки уже почти дома...

Резюме:

— польские водители лишили нас в целом от 6 до 10 часов времени для прогулок по городам Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Кельн и Париж, употребив это время на поиск парковки и подъездов к историческим центрам городов, которые они должны были знать досконально в связи со своей профессиональной деятельностью;

— водитель Мирек на обратном пути подвергал жизнь пассажиров опасности, так как ехал со значительным превышением скорости (120 км/час и выше), чтобы компенсировать круги по Польше, которые он совершил для того, чтобы подобрать попутчиков, представленных нам как представителей фирмы Lekier (сами попутчики не представились и не сказали ни слова, чтобы подтвердить слова гида и оправдать такое отклонение от маршрута);

— технические остановки, о которых сказано в “Памятке в дорогу”, не соблюдались ни по времени (были перегоны более 4 часов), ни по продолжительности (остановка на 45 минут была только один раз, на обратном пути в Польше; все остальные были сокращены до 15 минут), в связи с чем туристы были лишены нормального отдыха и обеда на остановках;

— водители и гид категорически запретили туристам пользоваться кипятильником во время движения, хотя в ”Памятке в дорогу” по этому поводу сказано только “не рекомендуется пользоваться самостоятельно”.

Если после всего, что вы прочитали, у вас еще осталось желание поехать автобусом в Париж, то прочитайте рекомендации в дорогу, которые находятся здесь.

На главную страницу

Рекомендации в дорогу для оптимистов

Обсудить в форуме

E-mail


Хостинг от uCoz